понедельник, 15 февраля 2016 г.

Литературные диктанты. 5-6 классы

Учитель Каледник Елена Павловна

Литературный диктант «Кладовая солнца» 

1. В районе какого города жили дети? (Преславль-Залесского) 
2. Сколько лет было Насте? (12)
3. Сколько лет было Митраше? (10 с хвостиком)
4. На кого была похожа Настя? (на Золотую Курочку на высоких ножках) 
5. Как называли Митрашу? («Мужичок в мешочке») 
6. Какое детям досталось хозяйство после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен) 
7. Как проходил день Насти? (стадо, печь, обед, хозяйство) 
8. Чему выучился Митраша у отца? (делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани) 
9. Когда самая сладкая, хорошая клюква? (когда перележит зиму под снегом) 
10. Что взял с собой Митраша, собираясь за клюквой? (отцовское ружьё, манки на рябчиков и компас) 
11. Что взяла с собой Настя? (корзину и еду: чугунок варёной картошки) 
12. Что было на пути к чудесной палестинке? (Слепая елань) 
13. Где жил волк и как его называли местные? (на Сухой речке, Серый помещик) 
14. Сколько лет назад и какие два семечка ветер принёс в Блудово болото? (200 лет назад, семечко сосны и ели) 
15. Куда пришли дети, когда только встало солнце? (к Лежачему камню) 
16. Кто такой Антипыч? (лесник) 
17. Какая кличка у его собаки? (Травка) 
18. Чем славилась Слепая елань? (погибельное место, затянуло в болото много людей и скота) 
19. Что значит кладовая солнца? (Блудово болото с огромными запасами горючего, торфа) 
20. Чем была трава белоус? (спутник тропы человека) 
21. Что не договаривал Антипыч, предлагая ходить голенькими и разутыми? (Не знавши броду, не лезь в воду) 
22. Почему елань названа Слепою? (по виду её невозможно было узнать) 
23. Что случилось с Митрашей?
24. На кого была похожа Настя во время сбора клюквы? (у нее были все повадки обычных зверей) 
25. Кого собрал пень к вечеру? (6 маленьких ящериц, 4 бабочки-лимонницы, большие чёрные мухи и змею) 
26. Когда очнулась Настя и вспомнила о брате? (змея подняла голову и зашипела)
27. Кто помог Митраше выбраться из Слепой елани?
28. В чём заключается правда по Антипычу? (вековая суровая борьба людей за любовь) 
29. Что стало с клюквой? (Настя отдала детям, эвакуированным из ленинградского детдома) 
30. От чьего имени ведётся рассказ? (разведчиков болотных богатств). 

 Литературный диктант. Конь с розовой гривой» 


1. За что бабушка обещала внуку пряник? (за туесок земляники) 
2. Пряник конём. Как он выглядел? (белый, а хвост, глаза и копыта розовые)
3. Какой почёт был рассказчику с таким конём? (в чижа первому бить дают, из рогатки стрельнуть) 
4. Где работал Левонтий? (заготавливал лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод)
5. Что охватывало левонтьевскую семью и всех соседей, когда Левонтий получал деньги? (неспокойность, лихорадка)
6. Сколько денег давала в долг Васене бабушка из «запасу» на чёрный день? (от 7 до 10 рублей) 
7. На сколько умудрялась обсчитаться Васеня? (на рубль, а то и на 3) 
8. Соял дом Левонтия на просторе, и ничего ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - … (ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни) 
9. Из чего левонтьевское семейство возводило изгородь весной? (из жердей, хворостин, старых досок) 
10. Где изгородь девалась зимой? (в утробе русской печки) 
11. Что говорила Танька левонтьевская обо всём ихнем заведенье? (зато как папа шурунёт нас – бежишь и не запнёшься) 
12. Что отвечал Левонтий на укоры бабушки за безделье? («Я, Петровна, свободу люблю. Хорошо. Как на море. Ничто глаз не угнетает») 
13. Какой была главная цель рассказчика в день получки у Левонтия? (прорваться в дом Левонтия) 
14. За сколько дней исчезала получка Левонтия? (3-4 дня) 
15. Что было в доме Левонтия, когда он получал деньги? (пир горой) 
16. Как обычно заканчивался праздник в доме Левонтия? (Левонтий бил остатки стёкол в окнах, ругался, гремел, плакал) 
17. Чего по дороге на увал напластали левонтьевские дети? (беремя луку-бутуна) 
18. Кто из левонтьевских детей был вреднее и злее всех? (Санька) 
19. Что стало с ягодами, которые набрал рассказчик?
20. Какой совет дал ему Санька? (в туес натолкать травы, а сверху ягод) 
21. Что потребовал Санька за то, что ничего не расскажет Петровне? (калач)
22. Когда собирался рассказчик открыть бабушке правду? (утром) 
23. Как провёл ночь рассказчик? (терзался, ворочался на полатях) 
24. Где жил в это время дедушка? (на заимке, 5 км от села) 
25. Кто такой Алёшка? (брат рассказчика) 
26. Как прошёл это день у рассказчика? (рыбачил, вытаскивал из норок стрижей, «блинали» камешками по воде) 
27. Левонтьевские ребята умели пропитаться от … (земли, - всё ели, что Бог пошлёт) 
28. Где ночевал рассказчик? (в пристроенной к сеням кладовке) 
29. Любила ли бабушка внука?
30. В чём заключалась её любовь?

Литературный диктант. «Тринадцатый подвиг Геракла» 


 1. Как звали учителя математики? (Харлампий Диогенович) 
2. Кем он был по происхождению? (грек) 
3. Что он сразу же установил в классе? (образцовую тишину) 
4. Что находилось рядом со школьным двором и мешало педагогическому процессу? (стадион) 
5. С чем сравнивался побег с уроков математики? (это было всё равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу) 
6. Правда, иногда он заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех … (а веселье, организованное сверху самим же учителем) 
7. Харлампий Диогенович смотрит ему (опоздавшему) вслед и говорит что-нибудь великолепное, например: … (принц Уэльский) 
8. Во время контрольных работ … он … (спокойно читал себе что-нибудь или перебирал чётки с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза) 
9. С кем он сравнивал Авдеенко во время контрольных работ? (с чёрным лебедем) 
10. Главное оружие Харлампия Диогеновича – это … (делать человека смешным) 
11. Ученик, отступающий от школьных правил, - не … (лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек) 
12. И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается … (круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся) 
13. Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог … (оказаться каждый) 
14. О чём была задача, заданная на дом? (про артиллерийский снаряд) 
15. В общем, задача была какая-то запутанная и глупая. У меня решение … (никак не сходилось с ответом) 
16. Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его … (Адольф Комаров) 
17. У него (Адольфа) была дурацкая привычка - …(держать руки на промокашке) 
18. В каком классе учился главный герой? (5 «Б») 
19. Против чего собирались делать прививки? (против тифа) 
20. Куда, по словам героя, собирался уходить 5»Б» класс? (в музей) 
21. Что стащил из краеведческого музея ученик школы? (кинжал абхазского феодала) 
22. Почему случилась такая кража? (потому что класс пошёл в музей не в шеренгу, по два, а гурьбой) 
23. Кто решал у доски задачу? (Шурик Авдеенко) 
24. Чем болел главный герой? (малярией) 
25. Сколько подвигов совершил Геракл? (12) 
26. Геракл совершил свои подвиги, как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг … (из трусости) 
27. С чем сравнивался звонок, который прорвался сквозь хохот класса? (как погребальный колокол) 
28. Что заметил позже главный герой? (что почти все люди боятся показаться смешными) 
29. Почему, по мнению рассказчика, погиб Древний Рим? (что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны) 
30. Смехом Харлампий Диогенович, разумеется, закалял … (наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора). 

Литературный диктант. «Муму» 


1. Где и в каком доме жила барыня? (в Москве, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом) 
2. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и … (уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости) 
3. Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. …(мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения) 
4. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему … (сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником) 
5. … он вырос немой и могучий, … (как дерево растёт на плодородной почве) 
6. Переселённый в город … - он скучал и недоумевал, как … (недоумевает молодой, здоровый бык) 
7. Его обязанность состояла в том, чтобы … (двор содержать в чистоте, 2 раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да по ночам караулить) 
8. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок: даже петухи … (при нём не смели драться, а то беда) 
9. Герасим чувствовал к гусям уважение, ходил за ними и кормил их, он сам смахивал на … (степенного гусака) 
10. Как была обставлена каморка Герасима? (богатырская кровать, дюжий сундук, стул на трёх ножках) 
11. Какую прислугу держала барыня? (прачки, швеи, столяры, портные, шорник, лекарь, башмачник) 
12. Как звали башмачника? (Капитон Климов) 
13. В какой должности состояла Татьяна? (прачка) 
14. Чем полюбилась Татьяна Герасиму? (кротким выражением лица, робостью движений) 
15. Что несла в руках Татьяна, когда Герасим схватил её за локоть? (накрахмаленную барынину кофту) 
16. Что он, глупо смеясь и ласково мыча, протягивал ей? (пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях) 
17. С того дня он ей не давал покоя: … (куда она ни пойдёт, он уж тут как тут, идёт навстречу, улыбается, мычит, ленту всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит) 
18. Каким образом Татьяна должна была избавиться от Герасима? (притвориться хмельной) 
19. Изменилось ли поведение Герасима в день свадьбы Татьяны? (разбил бочку с водой и так чистил свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру)
20. Что подарил на память Татьяне Герасим? (красный бумажный платок) 
21. Кого увидел в тине у самого берега Герасим? (небольшого щенка, белого с чёрными пятнами) 
22. Сколько недель было собачке? (3) 
23. Почему он ей дал такую кличку?
24. Почему барыня приказала убрать Муму? (она хотела погладить её, но Муму оскалила зубы) 
25. Сколько оббежал Герасим в поисках Муму? (пол-Москвы)
26. Чем кормил Герасим Муму перед тем, как утопить её? (щами с мясом)
27. В чём состояло искусство домашнего лекаря? (носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал 14 часов в сутки и поил барыню лавровишнёвыми каплями) 
28. Что сделал Герасим после того, как утопил Муму?
29. В скольких верстах лежала деревня Герасима от шоссе? (25) 
30. Через сколько дней Герасим был дома? (2)

 Литературный диктант. «Дубровский» 


1. Что давало Троекурову большой вес в губерниях? (его богатство, знатный род и связи) 
2. В домашнем быту Кирилла Петрович выказывал все пороки … (человека необразованного) 
3. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю … (страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе) 
4. В чём состояли всегдашние занятия Троекурова? (в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах) 
5. Кто такой Андрей Гаврилович Дубровский? (отставной поручик гвардии, ближайший сосед Троекурова) 
6. В каком звании был Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф) 
7. Что было общее в судьбе Троекурова и Дубровского? (оба женились по любви, оба скоро овдовели) 
8. Как звали сына Дубровского и где он воспитывался? (Владимир, в Петербурге) 
9. Как звали дочь Троекурова и где она росла? (Маша, в глазах родителя) 
10. Что Троекуров говорил часто Дубровскому? («Слушай, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет толк, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол») 
11. Что обыкновенно отвечал Андрей Гаврилович? («Нет, Кирилла Петрович: мой Володька не жених Марии Кирилловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке. Да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки») 
12. Из-за чего произошла ссора между Троекуровым и Дубровским? (Кирилла Петрович громко засмеялся на дерзкое замечание своего холопа) 
13. Как поступил Дубровский с покровскими мужиками, которые воровали у него лес? (проучил прутьями, а лошадей приписал к барскому скоту) 
14. Что хотел сделать Троекуров, узнав о сем происшествии, в первую минуту гнева? (учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе) 
15. Но мысли его вскоре приняли другое направление. Какое? (без всякого права хочет отнять имение у Дубровского) 
16. Кто ему в задумке должен был помочь? (заседатель Шабашкин) 
17. Был ли рад Троекуров своей победе (по суду Кистенёвка отошла ему)? (внезапное сумасшествие Дубровского отравило его торжество) 
18. Как жил в Петербурге Владимир Дубровский? (позволял себе роскошные прихоти, играл в карты, входил в долги, мечтал о богатой невесте) 
19. Каким увидел село Покровское Владимир Дубровский? (на холме возвышался огромный каменный дом с зелёной кровлей и бельведером, озеро, из которого вытекала речка, пятиглавую церковь и старинную колокольню) 
20. Что представляло собой владение его отца? (берёзовая роща и серенький домик с красной кровлею) 
 21. Как поступил Владимир с имением отца, которое отошло Троекурову? (сжёг) 
22. По слухам, что стало с Владимиром Дубровским? (он стал предводителем разбойников) 
23. Как удалось Владимиру проникнуть в дом Троекурова?
24. Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не … (казался ей мужчиною) 
25. Какие забавы были у покровского помещика с медведями? (стр.210) 
26. Как отреагировал француз на увеселение русского помещика?
27. Что ответил Дефорж на вопрос Троекурова о том, кто предварил его о шутке? (… но я всегда ношу при себе пистолеты, п.ч. не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения») 
28. Как изменилось отношение Маши к учителю после случая с медведем? (она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение) 
29. Что произошло в Покровском 1 октября – в день храмового праздника? (у Антона Пафнутьича Спицына, который показал, что Дубровские владеют Кистенёвкаю без всякого на то права, а единственно по снисхождению Троекурова, Дефорж забрал кожаную суму, в которой Спицын хранил все деньги и открылся ему) 
30. Сколько отдал Дубровский Дефоржу за рекомендательные письма? (10 тысяч рублей) 
31. Почему никто не догадался, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник? (Дубровский не отлучался из Покровского, а слух о его разбоях не утихал, благодаря изобретательному воображению сельских жителей) 
32. Первый кровавый подвиг, по словам Дубровского, где должен был совершиться? (в Покровском)
33. Что стало препятствием для совершения убийства?
34. За что Троекуров почитал князя Верейского? (за 2 звезды и 3000 душ) 
35. Как Маша должна была предупредить Дубровского о том, что она согласна бежать с ним? (положить кольцо в дупло старого дуба) 
36. Успел ли ей прийти на помощь Дубровский?
37. Что произошло с Дубровским во время освобождения Маши? (он был ранен) 
38. Как закончился бой между разбойниками и солдатами?
39. Что сказал своим сообщникам Дубровский через несколько дней после сражения? («Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдалённую губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло») 
40. Что стало с Владимиром Дубровским? (по слухам он скрылся за границу).

Комментариев нет:

Отправить комментарий