среда, 29 марта 2017 г.

Театр "Петрушка"  5 класс

Учитель Лешко Оксана Ивановна

Тема :Народный кукольный театр Петрушки
Цели: познакомить учеников с историей народного театра, а также его главным героем – Петрушкой, проследить особенности драматического произведения; продолжить развитие навыка характеристики героев пьесы.
Тип урока: путешествие в мир Петрушки.
Оборудование: мультимедийный проектор , куклы
Ход урока
1. Знакомство с историей народного театра.
Слово учителя. На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками.
Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей.
"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).
Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад!
В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать". 
Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.
Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов.
Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! . До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!» (
Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает. 
В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
В других странах тоже были герои, похожие на ПетрушкуИндивидуальное задание. Сюжет пьесы с участием Петрушки.
Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника.  Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей.
Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем избил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бил дубиной квартального по голове и тот падал. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба».
Слово учителя. Великий русский кукольник С. В. Образцов в своей книге "По ступенькам памяти" вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: "Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом".
3Выступление детей
СЦЕНА I 
Петрушка. Здравствуйте, господа! Вот пришел я к вам сюда. Ушел я от хозяина, расплатился он со мной вчистую - дал мне мошну пустую, уплатил за сутки - день да ночь, я и ушел прочь. Шел я сегодня по улице, гляжу - дворец. Самое место мне жить! Меня было сюда не пускают, а я им скалочкой пригрозил, и все притихли. "Пожалуйста, говорят, ваше сиятельство, живите у нас вместо султана!" Так-то вот!.. 
СЦЕНА II
Петрушка (поет). 
Ай-да-да, ай-да, 
Ай-да, да-да! 
Стал я важен хоть куда!.. 
Султан. Кто ты такой? Как ты смеешь кричать у меня в доме? Кто ты таков?
Петрушка. Самый первый из дураков!.. Ваше блестящее сиятельство, я к вам наниматься. 
Султан. А что ты умеешь делать? 
Петрушка. Я - на все руки, со мной нет скуки!.. Я - малый веселый: пою, свищу, кричу, шучу, играю, скачу, прыгаю! 
Султан. Ну, ну, хорошо, довольно! Оставайся у меня. Будешь ты у меня первым лицом во всем царстве. 
Петрушка. Так я самое первое лицо во всем царстве? 
Султан. Конечно, и никто выше тебя не будет! 
Петрушка. Отлично! Так чего же ты тут стоишь?.. (Гонит его.) Уходи, уходи!.. Нечего тебе тут делать, любезный!.. (Бьет скалочкой.) 
Петрушка (поет). 
Ай-да-да, ай-да, 
Ай-да, да-да! 
Стал я важен хоть куда!.. 
Вот я и султаном стал, и дом теперь мой. Ах, как хорошо!.. 
СЦЕНА III
Капрал (грубым голосом). Что ты здесь кричишь, визжишь, бунтуешь? Султан приказал тебе лоб забрить, иди в солдаты. 
Петрушка. Не могу, ваше сковородие, я на ноги сел. 
Капрал. Встанешь. 
Петрушка. У меня голова болит.
Капрал. Новую приставим. 
Петрушка. Какой я солдат - я горбатый. 
Капрал. Мы тебя выправим. 
Петрушка. Не могу учиться маршировать, у меня сердце болит. 
Капрал. Вздор! Молчать! Раз, два, три!.. 
Петрушка. Не могу! Ой, ой, ой! Подкатило под самое сердце! Ой, ой, ой! Смерть моя пришла! 
Капрал. А где ж она раньше была? 
Петрушка. На Бутырском поле. 
Капрал. Что ж она там делала? 
Петрушка (визгливо). Картошку копала!.. 
Капрал. Ну постой, дай срок, я сейчас пойду, доктора кликну. (Уходит.) 
СЦЕНА IV 
Доктор. Я доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь; варю, жарю, парю, микстуры болтаю, порошки толку, катаю пилюли, что твои пули. Голову сниму и живо привинчу, руки вывихну и живо выправлю, цикус-фикус, буки-аз, гоголь-моголь, пей за раз! Я на тебя не погляжу - духом на нос горчичник наложу, а потом тебя потешу - на полчаса повешу!.. Ты, что ли, больной? 
Петрушка. Ой, ой, ой... 
Доктор. Где у тебя болит, мозжит, ломит, колет, поет, по ночам беспокоит?.. Где у тебя болит? Здесь? 
Петрушка. Повыше! 
Доктор. Здесь? 
Петрушка. Пониже! 
Доктор. Здесь? 
Петрушка. Повыше! 
Доктор. Все-то ты лжешь, мне покою не даешь!.. 
Петрушка. А ты с палочкой моей знаком? 
Доктор (скороговоркой). Я уж лучше зайду вечерком. 
Петрушка. Благодарю покорно за угощение, а это вам. (Гонит его скалочкой.) 
СЦЕНА V 
Старуха. Ты что ж тут командуешь, горбатый? Моего доктора убил да еще дразнишься? 
Петрушка. Здравствуй, невеста моя ненаглядная, ишь ты, какая нарядная!.. Что ты мало постарела? Или за сто лет пережить захотела? 
Старуха. Ты мне зубы-то не заговаривай... Я не султан тебе достался, не лекарь, не капрал!.. Вот возьму тебя да отсюда и брошу, а то и еще того лучше - укокошу. 
Петрушка. А ты лучше поговори с моей сестрой. 
Старуха. А она кто такая? 
Петрушка. Девица молодая, а зовут ее Скалочка Дракуловна Колотушкина... Вот она тебя в плечики поцелует! (Гонит ее прочь.) 


СЦЕНА VI 
Капрал. Ты опять бесчинствуешь? 
Петрушка. Я, ваше сковородие, к службе привыкаю, руки разминаю - буду я тогда так сражаться, что прямо любо!.. 
Капрал. Э! Да с тобой не столковать. Постой, я на тебя чертенка напущу! 
СЦЕНА VII 
Петрушка. Ой, ой, ой! Страсть какая! Да какой ты чумазенький! 
Чертенок. А это для того, чтобы ты меня не сглазил. 
Петрушка. И рожки у тебя какие! 
Чертенок. Это чтобы с тобой бодаться!.. Иди со мной, коли не можешь с людьми по чести обращаться. 
Петрушка. Ай, ай, ай! Никак не могу, я у всех в долгу, кто ж за меня платить будет? 
Чертенок. Ладно, сосчитаемся!.. 
Петрушка. Чертеночек, миленький, ты только нос мой не трогай... Одна у меня отрада!.. 
Чертенок. Его-то нам и надо... Мы его в сметане изжарим! (Хватает его.) 
Петрушка. Ай, ай, ай!.. Пропала моя голова и с колпачком и с кисточкой!.. Пропала моя табакерочка!..
 





Комментариев нет:

Отправить комментарий