среда, 9 декабря 2020 г.

Интеллектуальная викторина

по русскому языку и литературе

«Своя игра»

для учащихся 8 класса


Учитель: Емельянова Ирина Васильевна





Интеллектуальная викторина по русскому языку и литературе

«Своя игра»

Цель:

- обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность;

- стимулировать интерес к изучению предметов;

- развить навыки логического мышления;

- воспитывать уважение к русскому языку и литературе.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырывалось бы из-под самого

сердца, так бы кипело и живо трепетало, как

метко сказанное русское слово.

                                                                                                                Н.В. Гоголь.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

- Наша викторина посвящена русскому языку и литературе. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться, всегда пригодится».

- Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это “умы”. Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

- Итак начинаем. У нас две команды учащихся 8 класса, это команды «ЛиРусс» и «Антитеза». Выберите, пожалуйста, капитанов.

- Я же хочу представить вам счетную комиссию, которая будет следить, за тем, чтобы все набранные вами баллы были учтены и не потерялись.

 

2. Викторина

1 тур «Разминка»

Члены команд выстраиваются полукругом у доски.

 

- Ребята, вы должны быть не только умными, но и внимательными. Я буду называть фамилии, а вы будете по очереди отвечать «да» - если прозвучит фамилия писателя и слово «нет» если эта фамилия принадлежит другому известному человеку. Тот, кто ошибся, выходит из игры, выигрывает та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

 

1 команда: Толстой, Нино Рота, Успенский, Вивальди, Васнецов, Айвазовский, Чуковский.

 

2 команда: Пушкин, Сергей Прокофьев, Сергей Михалков, Носов, Моцарт, Есенин.

 

Гоголь, Барто, Чайковский, Андерсен, Гайдар, Бетховен.

 

- Итак, победила команда «                     », ей мы предоставим первой выбирать номер вопроса в следующем конкурсе. Номеру вопроса соответствует количество баллов, которое можно получить за задание.

 

2 тур «Перевертыши»

1. Поменяйте значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ОГРОМНОМУ ДУБУ ЖАРКО ЛЕТОМ

Ответ: МАЛЕНЬКОЙ ЁЛОЧКЕ ХОЛОДНО ЗИМОЙ.

2. Поменяйте значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

НЕНАВИСТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА

Ответ: ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА.

3. Поменяйте значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ГРОМЧЕ, КОШКИ, ПЁС В ПОДВАЛЕ

ТИШЕ, МЫШИ, КОТ НА КРЫШЕ

4. Поменяйте значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ОТ ГРИМАСЫ СВЕТЛАЯ НОЧЬ ТЕМНЕЙ

Ответ: ОТ УЛЫБКИ ХМУРЫЙ ДЕНЬ СВЕТЛЕЙ

5. Поменяйте значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

БЕЗДЕЛЬЕ ЛЮБИТЕЛЯ ПУГАЕТ.

Ответ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.

6. Поменяйте значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

МУЖИК НА ЛЫЖАХ - ОЛЕНЮ ТЯЖКО!

Ответ: БАБА С ВОЗУ - КОБЫЛЕ ЛЕГЧЕ. 

3 тур «Крокодил»

Сказка

- Поймал как-то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла:

 - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса.

Тигр поглядел на лису и не поверил.

 - Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся.

Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в нору.

 - Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

 - Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

 

- Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм  «хитер как лиса». Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках… А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Я приглашаю для этого конкурса по два участника от каждой команды. Я раздам вам листочки с фразеологизмами, вам нужно пантомимой показать их так, чтобы ваша команда как можно скорее отгадала. За этот конкурс каждая команда может получить по 2 балла.

 


1 команда

-- Как кошка с собакой.

-- Набрать в рот воды.

2 команда

-- Водить за нос.

-- В час по чайной ложке. 

4 тур «Конкурс капитанов»

- Для этого конкурса я приглашаю капитанов. Вам нужно за одну минуту ответить на как можно большее количество вопросов, сколько правильных ответов дадите, столько баллов получить команда. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье нет. Я попрошу счетную комиссию засечь время.

-- В каком слове сорок гласных а? (Сорока)

-- В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

-- Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю. Лермонтов)

-- Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)

-- Какой писатель родился 31 февраля 1940 г.? (Никакой)

-- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)

-- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (Дед Мазай)

-- Сколько падежей в русском языке? (6)

-- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)

-- Назовите главного героя сказки «По щучьему веленью»? (Емеля)

-- Сколько спряжений у глагола? (2)

-- Чем заканчивается день и ночь? (ь)

-- Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

-- Назовите автора произведения «Муму». (И.С. Тургенев)

-- Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)

-- Назовите местоимения 2 лица. (Ты, вы)

-- Автор «Песни про купца Калашникова…» (М.Ю. Лермонтов)

-- Назовите три рода литературы. (Эпос, лирика, драма)

-- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

-- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (Местоимение)

-- Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

-- Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)

-- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок)

-- Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

-- Гипербола – это (одним словом) (Преувеличение) 

5 тур «Звуки и буквы»

- Запишите слова, называя звуки в обратном порядке:


1 команда

 Куль – люк

 Ноль – лён

 Толь – лёд

 Лещ – щель

2 команда

 Торг – корт

 Краб – парк

 Короб – порог

 Ель – лей 

Физкультминутка

- Ой, ребята, к нам спешит один гость! Я с удовольствием уступлю ему место, ведь настало время для физкультминутки. Вставайте со своих мест!

 6 тур «Видеовопрос»

- Сейчас вам будут показаны фрагменты фильмов по уже известным произведениям. Нужно написать название произведения и его автора, ответ передать в счетную комиссию в течение 30 секунд после окончания ролика.

1. Повесть «Дубровский» А.С. Пушкина.

2. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Повесть-феерия «Алые паруса» А. Грина.

4. Трагедия «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. 

7 тур «С первых строк»

- В этом конкурсе вам предстоит по прослушанному четверостишью определить название стихотворения и его автора, ответ нужно передать в счетную комиссию в течение 30 секунд после окончания аудиозаписи.

1. «Зимнее утро» А.С. Пушкин

2. «Узник» М.Ю. Лермонтов

3. «Береза» С.А. Есенин

4. Отрывок из поэмы «Василий Теркин» «Переправа» А.Т. Твардовский

5. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» Н.А. Некрасов

6. «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтов

7. «Узник» А.С. Пушкин 

8 тур «Творческий»

- Если среди вас поэты? Давайте посмотрим. Я предлагаю вам одинаковые рифмы и пять минут времени. А потом послушаем получившиеся поэтические произведения.


1-ая рифма

Я пошёл гулять в лесок –

Потерял свой башмачок.

2-ая рифма

Шёл по улице матрос,

Напевал себе под нос. 

3. Подведение итогов. Объявляется команда победитель. Заключительное слово.

Слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи государственных свершений.

4. Рефлексия

 Куль

 Ноль

 Брак

 Лещ

 Торг

 Краб

 Короб

 Ель 


1 рифма

Я пошёл гулять в лесок

Потерял свой башмачок.

2 рифма

Шёл по улице матрос,

Напевал себе под нос. 

1 рифма

Я пошёл гулять в лесок

Потерял свой башмачок.

2 рифма

Шёл по улице матрос,

Напевал себе под нос.


1 команда

Как кошка с собакой.

1 команда

 Набрать в рот воды.

2 команда

Водить за нос.

1 команда

В час по чайной ложке. 

 

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 Видеовопрос

С первых строк

Физкультминутка

СВОЯ ИГРА презентация

Оценочный лист

Крокодил

4 комментария: