Андрей Болконский и Пьер Безухов в поисках смысла жизни
Учитель Крукович Елена Семеновна
Цель урока:
§ обобщить
полученные знания о нравственных исканиях героев;
§ развивать
умения учащихся по работе с текстом художественного происхождения, развивать
монологическую речь, умение вести дискуссию, сопоставлять образы, делать выводы;
§ воспитывать
интерес к литературе.
Эпиграф
Чтобы
жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и
вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.
Л.Н. Толстой
Ход урока
I.Организационный момент. Слово
учителя.
Идея
самосовершенствования, стремления к идеалу волновала Л.Н. Толстого на
протяжении всей его жизни. Отражение этой идеи в романе мы видим на примере
двух героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова, судьба которых различна, но
каждый из них привлекателен по-своему.
Мне хотелось бы сегодня
с вами проследить этапы становления личности князя Андрея и Пьера, их духовные
искания, победы и разочарования.
II. Проверка д/з. Актуализация
знаний.
а) Составьте
ассоциативные ряды к словам Андрей Болконский и Пьер Безухов;
б) Беседа с учащимися
по вопросам д/з(таблица).
Где получил
образование
Андрей
Пьер
В деревне
За границей
С чего начинается
Родина
Крепостная няня
Учитель-швейцар
Чей сын
Законный сын
знаменитого отца
Внебрачный сын
Вывод: они получили
разное образование, по-разному воспитывались. Но что же их объединяет?
III. Работа с текстом:
1.Просмотр фрагмента
фильма (салон А. Шерер).
Класс делится на две
группы (критики и обожатели).
Форма работы: перекрестная
дискуссия.
– Какими мы увидели этих героев в
салоне А. Шерер?
Андрей
Где получил
образование
|
Андрей
|
Пьер
|
В деревне
|
За границей
|
|
С чего начинается
Родина
|
Крепостная няня
|
Учитель-швейцар
|
Чей сын
|
Законный сын
знаменитого отца
|
Внебрачный сын
|
Обожатели
|
Критики
|
·
Высокообразованный
·
Интеллигентный …
|
Морщится,
скучает, красивое лицо портит гримаса …
|
Пььер
·
Ему интересны люди, он не скучает
|
·
Легко поддается влиянию…
·
Неуклюжий…
|
2. Просмотр фрагмента.
Диалог Андрея и Пьера.
- Почему идёт на войну
Андрей Болконский? Взгляды на войну Пьера.
Андрей
Обожатели
|
Критики
|
·
Мечтательность свойственна
молодым
|
·
Карьерист
·
Тщеславный
|
Пьер
Обожатели
|
Критики
|
·
Воевать нужно за свободу
|
·
Обожает Наполеона
|
Вывод:
разные взгляды, жизненные позиции, но из всего общества Андрею Болконскому
близок только Пьер.
IV. Работа с классом по вопросам.
Таблица «Пути исканий
смысла жизни» на экране.
Андрей Болконский
|
Пьер Безухов
|
o
Семейная жизнь с Лизой
o
Уход на войну, мечта о славе
o
Ранение под Аустерлицем
o
Рождение сына и смерть жены
o
Уединенная жизнь в деревне
o
Спор с Пьером на пароме
o
Служба у Сперанского
o
Любовь к Наташе и разочарование.
o
Бородино, встреча с Пьером
o
Ранение, встреча с Анатолем
o
Встреча с Наташей
o
Смерть
|
o
Кутежи в обществе Курагина
o
Смерть отца
o
Женитьба на Элен
o
Приход в масонство
o
Попытка улучшить положение крестьян
o
Война 1812 года
|
А) − С какими
мыслями пришел князь Андрей после Аустерлица?
− Смерть жены – один из поворотных моментов в жизни
князя Андрея? Что он понял и как после этого изменился?
− Разговор на пароме. Какое значение имела для князя
Андрея встреча с Пьером?
− Кто еще повлиял на изменение взглядов Андрея
Болконского?
− Служба у Сперанского. Почему князь разочаровался в
государственной службе?
− Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?
− Как повлияла на него встреча с Наташей?
− Что сказал князь Андрей Пьеру о своём новом
отношении к жизни после встречи с Наташей?
− Почему князь не может простить измену Наташе?
− Каким мы видим князя Андрея на Бородинском поле?
− С какими мыслями о смысле жизни умирает Андрей
Болконский?
Вывод: братстве, всеобщей любви, вере в Бога, о
нравственном совершенствовании человека.
Б) - Какой образ
жизни ведёт Пьер Безухов?
- Как изменилось отношение к Пьеру после
смерти отца?
- Почему женится на Элен?
- Что привлекло Пьера в масонстве?
- Расскажи о приключениях Пьера в занятой
французами Москве?
- Каким мы видим Пьера во время
Бородинского сражения?
- Встреча в плену с Платоном Каратаевым. Что узнал и понял Пьер в плену?
Вывод: научился ценить жизнь человека,
понял, что человек рождён для счастья.
V.Обощение материала.
По вариантам
1)
Составьте синквейн к слову «ПУТЬ»
(Андрея Болконского и Пьера Безухова).
2)
Прочитайте эпиграф и сопоставьте его с темой нашего урока.
Вывод: мы увидим, что
наши герои прошли сложный путь. Их разочарования вызваны не лёгкостью их
симпатий, не поверхностью их натур, а именно глубиной их стремлений. А пока они
ошибаются, снова начинают и снова бросают и вечно борются.
VІ.Рефлексия.
Какой момент урока вам запомнился больше всего?
Что
было новым, непонятным?
VІІ.
Домашнее задание.
Написать
эссе на тему «Жизненный путь Андрея Болконского – это …» или «Жизненный путь
Пьера Безухова – это…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий