вторник, 22 декабря 2015 г.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ


Е. П. Каледник,
учитель русского языка и литературы 
ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи» 



Дети, находясь у экрана телевизора, монитора компьютера или дисплея мобильного телефона, где во многих материалах царят насилие, жестокость, постепенно привыкают к этому и воспринимают увиденное, как вполне нормальное явление. Поэтому, говоря сегодня о мультимедиауроках, о современных педагогических технологиях, нельзя забывать о самой важной задаче урока – воспитательной. Учителю необходимо найти нравственную составляющую на каждом уроке при изучении любого материала, чтобы восполнить дефицит нравственного воспитания, чтобы дать детям ту «пищу», которая позволит, чтобы сквозь все экраны, мониторы и дисплеи в маленькие души пришли совесть, милосердие, порядочность, сознательность, скромность, ответственность. Такую «пищу» я ищу в упражнениях учебника по русскому языку для 5 класса, с помощью которых можно не только сформировать определённые учебные умения и навыки, но и решить воспитательные задачи, не затратив при этом большого количества учебного времени на уроке. Часто так бывает, что одно предложение, рассмотренное на уроке, входит в сознание ученика прочнее, чем содержание текста. Поэтому большое внимание на уроке уделяется работе с пословицами и поговорками, предложенными авторами учебника, а это упражнения 134 [1], 38, 59, 83, 122, 152, 154, 189, 257 [2]. Выполнив задания учебника, учащиеся получают дополнительное задание: раскрыть смысл пословицы через устное высказывание; какую из пословиц ученик может отнести непосредственно к себе и почему; раскрыть смысл пословицы, опираясь на случай, который произошёл с учеником. 
 Много внимания уделяю на уроке и отдельному слову, «вырванному» из упражнения. Работу со взятым словом провожу по определённому плану: 1) определить лексическое значение слова; 2) подобрать к слову синоним; 3) подобрать к слову антоним; 4) подобрать однокоренные слова; 5) ввести слово в контекст (словосочетание или предложение); 6) в зависимости от выписанного слова может звучать дополнительный вопрос. Для рассмотрения данного вида работы возьмём упражнение 9 [1]. Работа проводится по вариантам. Учащиеся 1 варианта выписывают слова «честный», 2 варианта - «чуткий». 1) Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. 2) Порядочный, добропорядочный, добросовестный. 3) Нечестный. 4) Честь, честность, бесчестный, честно, честнейший, чествовать. 5) Честный взгляд, честный человек. 6) Как вы думаете, можно составить словосочетание «честный Никита»? Почему? 1) Чуткий – отзывчивый, сочувственный. 2) душевный, участливый, сердечный. 3) Нечуткий. 4) Чуткость, чутко, чуять. 5) Чуткая душа, чуткое отношение к людям. 6) Как вы думаете, можно составить словосочетание «чуткая Виктория»? Почему? Аналогичную работу провожу со словами: «гордость» [1. Упр.48], «жадный» [1. Упр.72], «добро», «зло» [1. Упр.78], «воспитанный» [1. Упр.158], «бескорыстие [2. Упр.98], «бесхитростный» [2. Упр.201], «тактичный», «скромный», «внимательный» [2. Упр.209]. Подобную работу провожу и со словосочетаниями: «человеческая доброта» [1. Упр.143], «доброе сердце» [1. Упр. 153], «настоящий друг» [2. Упр. 19], «беззаботный человек» [2. Упр. 281]. Работа по тексту упражнения 183 [1] ведётся в парах. Учащиеся из упражнения выписывают человеческие качества (праздность, трусость, слабость, трудолюбие, усердие), используемые в высказываниях известными людьми, и подбирают к ним слова, противоположные по смыслу, затем подчёркивают те качества, которые они хотели бы иметь у себя. Прочитав текст упражнения 190 [1], определив тему и основную мысль, спрашиваю у детей: «А какое хорошее дело вы сделали вчера? Расскажите о нём». При работе над упражнением 191 [1] делаю упор на словосочетание «одинокий лист» и задаю учащимся следующие вопросы: 1) А может ли быть одиноким человек? 2) Только ли тот одинок, у кого нет детей? 3) Что нужно сделать, чтобы ваши дедушки и бабушки не были одинокими? К теме «одиночество среди людей» возвращаюсь и в упражнении 5 [2]. Текст упражнения 194 [1] приглашает ребят к рассуждению на тему «Семья». Приглашением служат мои слова: «Сила дуба в том, что он в землю родную врос, корнями за неё держится. А в чём, по-вашему, сила человека?» Выполнив задания учебника по тексту упражнения 47 [2], прошу детей составить текст по аналогии «Как я помогаю маме». Подобную работу провожу и по упражнению 134 [2], только учащиеся составляют текст «Как я помогаю бабушке». Из упражнения 2 [2] учащиеся выписывают словосочетание «любовь к людям», и слова «доброта» и «сердечность». Затем из этого же упражнения они к словосочетанию и словам выписывают сравнения (любовь к людям – крылья) и подбирают свои (любовь к людям – море), объясняя их значение. Выполняя задания учебника по упражнению 26 [1], провожу работу со словом «достоинство» по вышеуказанному плану, затем в качестве домашнего задания прошу учащихся составить советы для своих одноклассников, каждому при этом выбрать конкретного ученика. Работая самостоятельно в парах с текстом упражнения 28 [1], учащиеся выписывают положительные качества характера человека в один столбик, отрицательные – в другой, располагая их так, чтобы пару составляли противоположные по значению слова. Затем дети должны дописать недостающие качества характера в один и другой столбики. После этого прошу ребят, чтобы они закрыли глаза и подумали, какие отрицательные качества характера есть у них и что нужно сделать, чтобы их исправить. В качестве домашнего задания учащиеся должны составить правила для себя. Ещё раз к качествам характера человека возвращаюсь, работая с упражнением 140 [1]. Учащиеся работают в группах: выписывают слова, характеризующие Верочку, подбирают к ним синонимы (кротость – беззлобность, уступчивость, покорность; приветливость – ласковость, мягкость, нежность; доброта – сердечность, добродушие; чуткость – отзывчивость; понятливость – восприимчивость). Каждая группа зачитывает свои слова и дописывает к ним слова других групп. Закрепить ранее сказанное о качествах характера человека позволяет и упражнение 286 [2]. Учащиеся раскрывают значение слов «болтлив», «изворотлив», «надут», «труслив», «упрям», «хитёр», подбирают к ним слова с противоположным значением: «молчалив», «сдержан», «неуклюж», «прост», «смел», «послушен», «открыт». Выполнив задания учебника к упражнению 75 [1], спрашиваю у детей, были ли в их жизни случаи, когда они пришли на помощь незнакомым людям, и прошу рассказать об этом. После прочтения по ролям текста упражнения 72 [1] спрашиваю у учащихся: «Какое слово отсутствует в диалоге?» Выслушав ответ, прошу их записать ряд вежливых слов (работа в группах, на выполнение задания даётся 2 мин.). Представитель от первой группы записывает слова на доске, ряд дополняется словами других групп, причём исключается повторение, и подчёркиваем наиболее употребительные. После этого я дописываю ряд другими вежливыми словами, выражающими просьбу: будьте добры, будьте любезны, будь другом, не сочти за труд, если тебе не трудно, я прошу тебя, можно тебя попросить, ты не смог бы. К вежливым словам возвращаемся и при выполнении упражнения 203 [2]. Работа по вариантам. Учащиеся должны дописать начатые ряды исконно русскими словами: 1 вариант – здравствуй…, 2 вариант – прощай… . 
Если упражнения учебника по теме урока не содержат материала для нравственного воспитания, то я использую задачи и упражнения следующего характера: 1) В школе по коридору идёт группа учащихся, а навстречу им учительница математики. Два ученика поздоровались с учительницей, а остальные прошли мимо, как будто не заметив её. - Почему же вы не поздоровались с учительницей? – спросил один. - А она нас не учит и не знает. - Правы ли эти учащиеся? - Как должны вести себя школьники при встрече с учителями и всеми взрослыми, приходящими в школу? - Каково ваше «правило» на этот счёт? 2) Как-то возле дома ватага мальчишек «охотилась» на кота, который хотел залезть в подвал. Едва кот появлялся, в него летели камни. Кот скрывался за домом, но стоило ему показаться, повторялось то же самое. Проходивший мимо мужчина пристыдил ребят. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один паренёк украдкой даже пытался ещё раз запустить камень в кота. - Какие душевные качества определяют отношение человека к животным, птицам? - Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? - Какую воспитательную работу вы провели бы с мальчишками, если бы они оказались из вашего класса? 3) Ученики 5-го класса Коля, Витя и Андрей взяли в библиотеке книгу. Читая, они порвали обложку и испачкали её. Коля сказал: - Надо взять бумагу, завернуть книгу и сдать её в библиотеку. Книгу возьмёт другой ученик, и в библиотеке подумают, что книгу порвал и испачкал он. Витя возразил: - Нет, надо купить такую же новую книгу и сдать её в библиотеку. Андрей придумал другое решение: - Надо починить книгу, прийти в библиотеку и признаться, что порвали её, а потом починили, и попросить прощения. - Кого, по-вашему, надо было послушать и почему? - Какие качества проявились у каждого из мальчиков при обсуждении случившегося? - А как поступаете вы, если порвёте книгу? 
В воспитательных целях использую также разговоры, случайно услышанные на улице. Например, играют трое мальчиков в возрасте 9-ти лет в домике, сделанном под деревом. У одного из них звонит телефон. Он нажимает на клавишу телефона, и я слышу его ответы: «Привет, мамуля. У меня всё хорошо. Играю с друзьями в домике под деревом. Да, жарко, но бабушка сказала одеться так. Хорошо. Пока». Через 5 минут у него снова звонит телефон, и я становлюсь свидетелем второго ответа: «Да, баб. Да. Хорошо. Играю под деревом с друзьями. Не хочу. Я сказал тебе, не хочу. Не приду. Ну чего ты пристала, отстань, а. Хорошо, позвоню». Нажимает на клавишу телефона и добавляет: «Достала, дура». С мамой мальчик разговаривал ласково, с бабушкой грубо, даже зло. Рассказав об этом, я задаю детям следующие вопросы: 1) Как вы думаете, в каком разговоре мальчик был настоящим? Почему? 2) Как характеризует мальчика такая двойственность в поведении? 3) Как можно объяснить то, что он так грубо разговаривал с бабушкой? 4) А как вы себя ведёте? Нет ли в вашем поведении чего-то, напоминающего поведение мальчика? 
Часто от детей слышу слово «добренький». Спросила у них, знают ли они значение этого слова, и узнала, что «добренький» - «угождающий всем». Следующий урок начала с записи на доске слов «добрый» и «добренький» и попросила учащихся выполнить разбор по составу данных слов. - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, только ли суффикс различает данные слова? - С помощью толкового словаря определяем лексическое значение данных слов (добрый – делающий добро другим, отзывчивый; добренький – мягкосердечный, неспособный долго сердиться на кого-либо). - Данные слова вводятся детьми в контекст. - Прошу учащихся вспомнить, какие пословицы и поговорки они знают со словами с корнем –добр-. Далее говорю им, что в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова я нашла 126 слов с корнем -добр- и провожу игру «Кто больше», кто больше запишет слов с корнем –добр-. 
Результаты моей работы по нравственному воспитанию будут видны в будущем. Сейчас же видно только то, что 1) дополнительные задания к упражнениям побуждают учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать свою нравственную позицию; 2) ученик не только чувствует слово по чужим образцам, но, создавая собственные тексты, учится пользоваться своим; 3) учащиеся учатся работать со словом, находятся в постоянном поиске, накоплении вариантов и выбора того варианта, с помощью которого мысль будет высказана наиболее чётко и выразительно.

1. Мурина Л. А. Русский язык. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Часть 1 
2. Мурина Л. А. Русский язык. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий