пятница, 4 декабря 2015 г.

Внеклассное мероприятие «Ваш звездный час" для 8 класса.

Учитель Лешко Оксана Ивановна



Цели и задачи конкурса
Дидактический аспект:
- выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;
- расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии;
- обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.
Развивающий аспект:
- развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать);
- развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли;
- развивать мотивацию к обучению;
- развивать интеллектуальные способно¬сти.
Воспитательный аспект:
- воспитывать интерес к предмету, к родному языку;
- формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.

Сценарий конкурса

Ведущий I. Семь чудес света… Такое название во времена античности полу-чили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, тех¬никой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.
Ведущий II. А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, пере¬дать увиденное и услышанное.
Ведущий I. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Ведущий II. Он язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий I. Так писал о своём родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».
Ведущий II. А.И. Куприн нашёл такие слова для описания человеческого языка:
«Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…»
Ведущий I. Сегодня, дорогие друзья, мы проводим конкурс «Знатоки русского языка», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.
Конкурс «Грамотеи» включает в себя задания по орфографии и орфоэпии

1. Задание. Орфографический марафон! Кто грамотнее и быстрее запишет окончания существи¬тельных в данных предложениях?

1) Гусары были и во Франци_, и в Англи__, и в Прусси_. В Росси_ гусары появи-лись в 1650 году. 2) В русской арми_ происходили постоянные изменения. 3) В своем стремлени_ разбогатеть за чужой счет рыцари пошли на захват чужих земель. 4) Чтобы не чувствовать себя одиноко на чужбин_, приехавшие в Париж за знаниями объединились. 5) В память об этом событи_ была выпущена бронзовая медаль. 6) Нередко ямщики подвергались опасност_ нападения бандитов, грабителей. 7) Кондуктор, сдав почтовые мешки, сообщал публик_ последние новости. 8) Когда положение безвыходное, по¬едешь и в тряской колесниц_.
(Ю.Дмитриев)
2. Задание. Правописание корней. Вставьте пропущенные буквы.
1. Соб_рательный образ, газовая г_релка, взр_слеть с годами, ск_чок в неизвестность, непром_каемый, материал, бл_стательный успех, выпл_вка стали, р_вномерный стук, чуть приг_реть, гарцевать на ск_кунах, выж__мать сок, нач_нающий спортсмен, точка соприк_сновения, оз_рять окрестность, зан_маться спортом, хоро¬шая пл_вучесть, тв_рцы истории, зам_рающие звуки.
3. Задание. Изморо_ь на окнах, мелкая изморо_ь, сколь_кий тротуар, издер_ки производства, филосо_ские взгляды, дружная моло_ба, во_зальный перрон, ше_ский концерт; звез_ный час, неумес_ный вопрос, поз_ний ребенок, прелес_ное дитя, чудес_ное избавление.
4. Задание по орфоэпии. Поставьте ударение в словах.
Дефис, агентство, договор, гражданство, досуг, доверху, квартал, алфавит, километр, диалог, углубит, отрочество, центнер, партер, атлет, призыв, щавель, прирученный, экспертный, прозорливый, приговор,,звонит, позвонит, доцент, нефтепровод.
Задание 5.
По толкованию слова определите его лексическое значение и поставьте ударение.
1.) Втрое дороже втридорога
2.) Относящейся к кухне кухонный
3.) Скульптурное изображение человека статуя
4.) Захватывая чем-нибудь, набирать что-либо жидкое, сыпучее черпать
5.) Определение заболевания диагноз
6.) Синоним слова болезнь недуг
7.) Замысел совершить что-либо намерение
8.) Синоним слова шалить, резвиться баловаться
9.) Трубы, по которым поступает газ газопровод

III. Конкурс «капитанов»
Время для проведения конкурса – 3 мин.
Закончите фразеологизмы.
1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).
2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).
3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво).
4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).
5. Черепашьим...(шагом). 5. От корки... (до корки).
6. За семь верст...(киселя хлебать). 6. Ждать у...(моря погоды).
7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).
8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).
9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).
10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать).
11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная…(барышня).
12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).
13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).
Имеющий уши да... услышит все то, что мы сегодня говорили.
Имеющий память да… запомнит все то, что услышал сегодня.

Тема «Лексика»

1. Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:

Трасса
Дискуссия
Авеню
Маэстро
Ситуация
Триумф
Лозунг

2. Определите часть речи. Как называются такие слова?
Простой, пила, стекло, поцелуй, три

IV. Конкурс «Крылатые слова».
Ведущий I.
Крылатые слова: пословицы, поговорки…
Их у русского сотни, тысячи.
Мы их слышим с детства, с их помощью
Нам легче выражать свои мысли, чувства
и переживание, проще общаться с окружающими.
Ведущий II.
Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче.
А сами мы немножко мудрее.

Задание 1. У меня в руках карточки. На обороте каждой карточки – крылатое выражение или пословица.
Задание: объяснить смысл выражений, значение пословиц.

Большому кораблю – большое плавание.
(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
(Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).
Дыма без огня не бывает.
(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).
Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).
Воздушные замки.
(Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).
Ворона в павлиньих перьях.
(Так говорят о человеке, который присваивает себе чужое достоинства, безуспешно старается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение).
Камень преткновения.
(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).
Кисейная барышня (девушка).
(Жеманная, изнеженная девушка с ограниченным кругозором).
Книга за семью печатями.
(Что-либо не понятное, скрытое, совершенно недоступное разумению).
Красной нитью проходит.
(Так говорится о какой-либо отчетливо выделяющейся, господствующей мысли, идее, тенденции).
Медвежья услуга.
(Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).
На седьмом небе.
(Высшая степень радости, счастья, блаженства).
Не мечите бисера перед свиньями.
(Не тратьте слов с людьми, которые не могут понять, их оценить).
Пир во время чумы.
(Пир, веселая, беспечная жизнь во время какого-либо общественного бедствия).
Плясать под чужую дудку.
(Действовать не по собственной воле, а по произволу другого).
Посеять зубы дракона.
(Посеять вражду, раздоры, смуту).
Последний из могикан.
(Последний представитель чего-либо – общественной группы, поколения).
Прокрустово ложе.
(Мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, для неё не подходящее).
Рыльце в пуху.
(Быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному).

Ведущий I. Русский язык богат фразеологизмами.
Задание . Выпишите фразеологизмы из текста. (Вторая половина конкурса болельщиков)

Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.
Задание
Продолжите пословицу
1)У семи нянек (дитя без глазу).
2) Кто старое помянет (тому глаз вон).
3) На чужой сторонушке (рад своей воронушке)
4) Не красна изба углами, (а красна пирогами).
5) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).
6) Что написано пером (то не вырубишь топором).
7) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).
8) Не зная броду (не суйся в воду).
9) Что посеешь (то и пожнешь).

V. Конкурс «Лингвистические задачи»
Задачи по семантике.
Задача 1
Какое слово может означать и предмет мебели, и учреждение?
Правильный ответ - стол, одно из значений которого соответствует предмету мебели(обеденный стол, письменный стол), а другое — учреждению (стол находок). Другой возможный ответ бюро все же следует оценить как неправильный, по-скольку в толковых словарях русского языка эти два значения традиционно относятся к омонимам. Эти два значения слова бюро были заимствованы из французского языка независимо друг от друга.
Задача 2
Какое слово может означать и гриб, и сладкое?
Ответ: трюфель.
Задача 3
Какое слово может означать и дорожную раз¬метку, и животное?
Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обо¬значающая пешеходный переход.
Задача 4
Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?
Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.
Задача 5
Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?
Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описы¬вается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».
Задачи 6
Какое слово может означать и текст, и архи¬тектурную конструкцию?
Ответ: свод. Ср. свод законов, летописный свод и свод моста, кирпичные своды. Не вполне точ¬ным является ответ памятник (ср.: памятник Пуш¬кину и памятник письменности), поскольку в этом случае речь идет не о конструкции.
Задача 7
Какое слово может означать и одежду, и поме¬щение?
Ответ: туалет. Ср.: надеть вечерний туалет и пойти в туалет. Допустим также ответ гардероб, хотя в этом случае речь идет о совокупности одежды.
Задача 8
Какое слово может означать и множество лю¬дей, и часть тела животного?
Ответ: хвост. Ср.: встать в хвост очереди и рыбий хвост.
Задача 9
Какой глагол может означать и неприятное воздействие на человека, и способ приготовления пищи?
Ответ: томить. Ср.: Его томило беспокойство и томить овощи в горшочке. Менее удачным сле¬дует признать ответ допекать, поскольку, собст¬венно, о приготовлении пищи речь уже не идет - пища готова. По-видимому, соответствует условию и ответпарить, но в этом случае значение воздействия на человека характерно скорее для молодежного сленга (более частотным является глагол париться).
Задача 10
Какое слово может означать и часть здания, и орган животного?
Ответ: крыло. Ср.: Столовая находится в левом крыле и крыло птицы.
Задача 11
Какое слово может означать и социальную группу, и геометрическую фигуру?
Ответ: круг. Ср.: человек нашего круга и нарисо¬вать круг.
Задача 12
Какое слово может означать и часть растения, и часть тела?
Ответ: лапа. Ср.: медвежья лапа и лапа ели.
Задача 13
Какое слово может означать и образец изде¬лия, и профессию?
Ответ: модель. Ср.: модель самолета и Лена хочет стать моделью.
Задача 14
Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление?
Ответ: молния. Ср.: застегнуть молнию и В небе сверкнула молния.

VI. Конкурс болельщиков. Ведущий I.
А теперь для вас награда,
вот загадка, вот шарада!
Ведущий II.
Знаете ли вы, что такое шарада?
Шарада – это загадка, в которой
задуманное слово делится на
несколько частей, каждая из
которых представляет собой
отдельное слово

Шарады

1. Предлог с частицей – по бокам,
А в середине – палка,
Идет к пушистым волосам,
А потеряешь – жалко.(заколка).
2. Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараный головы…
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.(пирог)
3. Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек (кот)
4. Раз – союз и два союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Получился порошок
Если этот порошок молочком разбавим
Удовольствие большое всем друзьям доставим.(какао)
5. Первое — предлог,
Второе - летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.(За-дача)
6. Слог первый - вид арбуза,
Второй и третий – два союза,
А целое — скажу я кратко —
Своеобразная загадка.(Шар-а-да)
7. Первое — нота, второе — игра,
Целое встретите у столяра.(До-лото)
8. Три предлога соединя,
Можешь ими покрыть коня.(По-по-на)
9. Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое — растет, хотя и не растение.(Бор-ода)
10. Мой первый слог найдешь
в линейках нотных,
Два остальных — защита у животных.(До-рога)

Задание 1. Объясните значение фразеологизмов:
1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)
2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой)
3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)
4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко)
5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)
6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)
7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)
8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)
9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)
10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)
11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)
12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер( говорить зря)
13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)
14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)
15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)
16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).

Задание 2. Вспомните фразеологизмы со словами:
взять — быка за рога, верх, в оборот, волю, в руки, всем, в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, задушу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, с бою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силой, слово, с места, сторону, много на себя, не взять капли в рот; ни дать ни взять.
играть — в бирюльки, в загадки, в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.
Победителем считается тот, кто последним назовет фразеологизм, а с другой стороны продолжения не последует.

Задание 3. В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. Задание: вспомните литературное произведение, их авторов, в названии которых есть прилагательные, и напишите.
А. Погорельский «Черная курица…»
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»
В.Гауф «Маленький мук»
А.Лидгрен «Пеппи - длинный чулок»
А.М. Волков «Семь подземных королей»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
А.И. Куприн «Белый пудель»
А.М. Волов «Желтый туман»
Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
На сцене вновь ведущие.

Ведущий I. Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, интересное.

Ведущий II.
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Вперёд! В добрый час!

Комментариев нет:

Отправить комментарий