четверг, 3 декабря 2015 г.

Урок русского языка в 7-ом классе по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Учитель Каледник Елена Павловна



Цели и задачи урока: 
Образовательные:
  •  дать понятие о причастном обороте;
  •  формировать умения определять границы причастного оборота в предложении.
Развивающие:
  •  способствовать развитию логического мышления;
  •  развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  развивать умение мыслить самостоятельно.
Воспитательные:

  •  способствовать воспитанию культуры общения;
  •  воспитывать любовь и уважение к природе.

Оборудование: презентация, карточки, картина И. Шишкина «Зима»

Ход урока

1. Организационный момент
- Создание эмоционального настроения.
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбнитесь мне, и мы подарим один одному уверенность в том, что у вас на уроке сегодня всё получится.
- Работа с листками самооценки.

2. - Проверка д/з. (Слайд 3)
Упр. 202 – каждая верно образованная строчка 1 балл.
Упр. 203 – подчёркнуто и определено – 6 баллов, тип речи – 8 баллов, роль причастий – 10 баллов.
Сверьте и оцените правильность выполнения домашнего задания. Оценки поставьте в свой листок.

- Игра «Верите ли вы?»
- Для начала предлагаю немного поиграть. Я буду вас спрашивать о причастии, начиная свой вопрос словами «верите ли вы». Если вы согласны с моим высказыванием, то поднимите синию карточку, а если нет – то розовую. Готовы?
  1.  Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на имена прилагательные? (Да)
  2.  Верите ли вы, что причастия образуются от имен существительных? (Нет)
  3.  Верите ли вы, что причастия могут отвечать на вопросы: что делающий? Что сделавший? (Да)
  4.  Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов: -ущ-, -ющ-, -вш-, -ем-, -енн-, -т-? (Да)
  5.  Верите ли вы, что причастия бывают действительные и страдательные? (Да)
  6.  Верите ли вы, что действительные причастия имеют краткую форму? (Нет)
  7.  Верите ли вы, что причастия имеют свои словообразовательные суффиксы? (Нет)
  8.  Верите ли вы, что в краткой форме причастия изменяются по числам, а в единственном числе – по родам? (Да).
  9.  Верите ли вы, что причастие поющий действительное?
  10.  Верите ли вы, что причастие обозначает признак глагола по действию?
3. Посмотрите внимательно на меня и попробуйте охарактеризовать меня по действиям, которые я произвожу.
Я отодвигаю стул.
Я сажусь на стул.
Я закрываю журнал.
Я вытираю доску.

Найдите в образованных вами словосочетаниях главное и зависимое слово. Может вы вспомните из уроков белорусского языка, как такие словосочетания называются? Что вы знаете о причастном обороте из уроков белорусского языка? Прочитайте правило на стр. 106-107 и скажите, можете ли вы добавить что-то новое? (Слайд 4)

|Ярко пылающие| искры были похожи на звёзды.

Из окон были видны луга, |стелющиеся до реки|.

Попробуйте сформулировать тему урока и цель. (Слайд 2)

(Слайд 5) Как расставлены знаки препинания в данных предложениях? (при однородных членах предложения).
 
Солнце, |недавно поднявшееся из-за горизонта| и |посылающее первые робкие лучи на землю|, скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Солнце, |поднявшееся из-за горизонта|, но |не греющее землю|, всё же скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Здововьесберегающая пауза. (Встали из-за парт)

Если я вам называю действительные причастия, вы делаете хлопки над головой, если страдательные, топаете ногами.

Цветущие, приобретённые, пишущие, разбуженные, падающий, взлетающий, освещённый, усажен, появляющиеся, озаряемая.

(Слайд 6) Алгоритм.

4. Работа по упражнениям учебника

Упр. 206 – 1 вариант – 1 ученик у доски (выписать словосочетания, где главным словом является причастие).
Упр. 207 – 2 вариант – 1 ученик у доски (выписать определяемые слова с причастными оборотами).

1 ученик работает у доски по карточке.
Допишите в каждую строку два своих примера.
Не ходил –
Негодовать –
Смотришь –
Расстилаться –
Бросаются –
Заказывать –
Бреет –
Дышит –
Спрячьте –
Сожжёт – рассечёт, испечёт.

Упр. 208 (в парах по 1 предл.) Самопроверка (Слайд 7)



5. Работа по вариантам. (Слайд 8)
1 вариант – работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Знаки препинания объяснить графически. Определить тему текста («Жизнь зимнего леса»).
Белый, пуш..стый, повис на ветвях сне.. . По осыпанным см..листыми ш..шками верш..нам перел..тают красн..грудые клесты- еловики. Проходят по лесу дороги. Шумят по дорогам маш..ны нагруженные т..жёлыми брёвнами.
Вот перемахнул.. через дорогу белка осыпанная серебряным инеем.


2 вариант – работа по картине. Задание: подобрать причастия, характеризующие лес на картине И. Шишкина «Зима». (Лес - завораживающий, засыпанный, занесённый, дремлющий, спящий, околдованный, освещённый, заснеженный, принарядившийся).

Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вспомним цель нашего урока. Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились, что запланировали?
- Что вам запомнилось более всего в ходе урока? Что понравилось?
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)

Д/з. Для тех, кто записал букву А упр.212 + правило на стр. 110 (объяснить своим товарищам); Б – упр.209, В – упр.210

Комментариев нет:

Отправить комментарий