понедельник, 26 марта 2018 г.

Брейн-ринг  "Выучи русский язык" 6-7классы

Учитель: Дегтярик Ирина Васильевна



Цель:  
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   
русского языка и литературы;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.

Ход игры

Чтецы декламируют стихи.
1.          Выучи русский язык.
   Если ты хочешь судьбу переспорить,
   Если ты ищешь отрады цветник,
   Если нуждаешься в твердой опоре, -
   Выучи русский язык!
2.Он твой наставник великий, могучий
   Он переводчик, он проводник.
   Если штурмуешь познания кручи –
   Выучи русский язык!
3.Горького зоркость, бескрайность Толстого,
   Пушкинской лирики чистый родник
   Блещут зеркальностью русского слова.
   Выучи русский язык!
                             (С.Абдулла,  узбекский поэт.)

Ведущий 1.
 В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в 
игре «Брейн – ринг» встречаются  сильнейшие представители 7-х,
6-х классов – знатоки русского языка.
   Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!
   Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки;  в какой команде
больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, 
думайте, размышляйте!

Правила игры: в каждом туре идет до трех очков. Время размышления над вопросом – одна
минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет
признана команда, одержавшая победу в последнем туре
А теперь жеребьевка. После жеребьевки команд начинается игра. В перерывах между  турами
– разгадывание болельщиками кроссвордов или рекламы литературы ( о русском языке.)

      Вопросы для игры.
1.      О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. ( ! знак).
      
       Что о себе сказать могу?
       Согнула жизнь меня в дугу.
       За свой характер я плачу –
       За то, что много знать хочу.  (? знак)
     Известно миру с давних пор,
     Что знак я немаловажный
     И не окончен разговор…
     И начинает думать каждый. (многоточие)
 
     Он очень вежлив…
     Не любит споров он и драк.
     Он всем старается помочь,
     Он  в слове «мать» и в слове «дочь»
     И в тихом лунном слове «ночь».
     Чтоб никого не огорчить,
     Он все старается смягчить…( мягкий знак)
                 Стихи О.Высотская.
2. Какой знак препинания впервые был введен Н.М.Карамзиным? что означает этот знак 
препинания?  (Тире. Слово « тире»  заимствовано из французского языка, tirer – «тянуть», что
вполне соответствует форме знака.)
3.Как во времена М.В.Ломоносова называли    а) восклицательный знак(удивительным)              б) черточку (единительным)
 в) скобки? (вместительным)
4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения7
        (многоточие, тире, кавычки.)
5. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква Е..)
6. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К.
7. Расставьте знаки препинания, объясните их.
    Отколе умная бредешь ты голова.(Отколе, умная, бредешь ты, голова? Разорванное
обращение – умная голова).
8.На переносной доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.
   (На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом
коллежского асессора Фадея Аполлоновича.)                                      
  9. Слово  красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный,
ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
       А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у
красного  крыльца.
       Б)  стали жены кликать мамушек, нянюшек и  красных  девушек, чтобы пособили им
ткать ковры.
       В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул,
ветками  красное   солнце закрыл.
10. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?
       А)  шиворот – навыворот;
       Б) спустя рукав;
       В) точить лясы.
 ( Шиворот – навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение
связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в
вывороченную одежду. Шиворот на  выворот означало «одежда, вывороченная наизнанку в
наказание».
  Спустя рукава  означает « трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда
была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось
подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение « работать спустя рукава, т.е. неохотно,
небрежно».
  Точить лясы – «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу».  Раньше
из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или
деревянные украшения для перил, балконных поручений, оконных рам. Работа эта нетрудная.
Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников 
исчез, но память о них осталась в живой речи.)
11. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными 
месяцами, или закончите пословицами и поговорки.
   Весна красна цветами,…(а осень снопами).
   Весною час упустишь - …(годом не наверстаешь).
   Осень прикажет, а…( весна свое скажет).
   Декабрь год кончает, а …(зиму начинает).
   В зимний холод ..(всякий молод)
   Ни в марте воды,…( ни в апреле травы).
   Лето припасает, а …(зима поедает).
   Где в апреле река, ..( там в июле лужица).
12. Объясните написанные на доске словосочетания.
 Грамотный инженер – «обладающий знаниями в определенной области»
 Грамотное сочинение – «не содержащее ошибок»
Грамотный чертеж – «выполненный со знанием дела»
Грамотный ученик – «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить».
13. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни
названия дня?( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
14. Превратите слово
        а) мел в мелкое место (мель)
        б) угол – в топливо (уголь)
        в) шест в число (шесть)
15. Являются ли  однокоренными слова  гимнаст, гимн,. Гимназист, гимнастерка?
  Гимн – торжественная песня – символ.
  Гимназист – учащийся гимназии.
   Гимнаст – спортсмен, занимающийся, гимнастикой.
  Гимнастерка -  верхняя рубашка, военная форменная одежда.
Данные слова не являются однокоренными.
16.Определите, где предлоги, а где наречия?
  А) Вокруг стояла тишина. ( наречие).
  Б) Туристы расположились вокруг костра. (предлог).
  В) Не мешай слушать, после расскажешь.( наречие).
  Г) После небольшого отдыха все запели. (предлог).
17. Укажите существительное женского рода.
  Профессор, шампунь,  вермишель, шимпанзе, тополь.
18. Как называются  люди, живущие в :
    Пскове (псковичи).
    Уфе (уфимцы)
    Томске (томичи)
    Курске (куряне)
    Туле (туляки)
19.Отгадайте загадки.
   А) Не куст, а с листочками,
        Не рубашка, а сшита.
        Не человек, а рассказывает. (книга).
   Б) Стоит дом, кто в наго войдет, тот ум приобретет.(школа)
   В) Какая водица только для грамотного годится? (чернила, паста).
   Г) В школьной сумке я лежу,
        Как ты учишься скажу. (дневник).
   Д) Черные , кривые, от рождения немые,
        Станут в ряд - сразу заговорят. (буквы)
20.С числительными  оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в
любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы,. щипцы.
   (Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются
с существительными, употребляющимися во множественном числе)
21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названиях которых встречаются имена
числительные.
 Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину.    
Для команды.
  7. Расставьте знаки препинания, объясните их.
     Отколе умная бредешь ты голова.
8.Расставьте знаки препинания.
   На углу на террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной винегретом
коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

9. А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и
упала у красного крыльца.
    Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать
ковры.
    В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул,
ветками красное солнце закрыл.    
                                                                                                                                  
  17.Укажите существительные женского рода.
 
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

Подводятся итоги игры. Жюри подсчитывает баллы. Победившая команда
награждается грамотами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий