пятница, 30 марта 2018 г.

Литературная мозайка,  7классы

Учитель Крукович Елена Семеновна










Цели:
·         обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность;
·         стимулировать интерес к изучению предметов;
·         развить навыки логического мышления;
·         воспитывать уважение к русскому языку и литературе.
·         продолжить формирование умения анализировать содержание произведения, характеризовать литературных героев и их поступки, давать оценку литературным персонажам;
·         стремиться к повышению интеллектуального, духовного уровня учащихся.
Предварительная работа:
·         перечитать повести, разделиться на 2 команды по 5 человек, подготовить: инсценирование эпизода, приготовить черный ящик, конверты с пословицами и фразеологизмами, приготовить стеллаж с книгами.

Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Наша сегодняшняя викторина посвящена русскому языку и литературе. Правильно говорили в древности: “Сперва аз да буки, а потом другие науки”, “Грамоте учиться, всегда пригодится”.
Здесь сегодня собрались самые умные и смелые.. Помните, как говорится: “один ум хорошо, а два лучше”. Они смогут заработать очки. А конце игры жюри подведет итоги и назовет победителя.
Итак начинаем. У нас две команды, это команда 7 А кл и команда 7 Б класса.
1 тур
.1. РАЗМИНКА. Вам нужно ответить на вопросы. Вам нужно поднимать руку, какая из команд быстрее подняла, та и отвечает. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье нет.
1.    -- В каком слове сорок гласных? (Сорока)
2.    --В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
3.    --Кто автор Нартского эпоса? (народ)
4.    -- Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)
5.    --Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)
6.    --Щедрая, гостеприимная хозяйка нартовского эпоса?(Сатана)
7.    -- Какой писатель родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)
8.    -- Сказочный герой , вырастивший розу и приручивший лиса?(Маленький принц)
9.    -- Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)
10.  -- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (Дед Мазай)
11.  -- Сколько падежей в русском языке? (6)
12.  -- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)
13.  -- Назовите главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)
14.  -- Кто из сказочных героев любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»(Змей Горыныч)
15.  -- Чем заканчивается день и ночь?(ь)
16.  -- Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
17.  -- Назовите автора произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)
18.  -- Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)
19.  -- Какой сказочный герой все время ходил в зимней обуви?( Кот в сапогах)
20.  -- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
21.  -- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
22.  -- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (Местоимение)
23.  -- Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
24.  -- Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)
25.  -- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок)
26.  -- Сколько частей речи в русском языке? (10)
2. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки. Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете.
-
1.- Как не петляет, где ни бродит –
Все ж к морю синему приходит.
Пускай дорога далека,
Но не заблудится она. (Река)
-- 2.Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки и перинки,
Они пловцы прекрасные,
На лапках – ласты красные. (Гуси)
--3. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь во сто раз умней. (Книга)
--4. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову станет
Ровно на три меньше станет. (Девять)
-- 5.Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А по всюду славятся! (Буквы)
-- 6.Что за птица пролетает?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)




3. .Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе – не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж приступим господа?
Вам даны конверты со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение.
1.    НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ
2.    ОДЕЖДА ЛУЧШЕ НОВАЯ, А ДРУЗЬЯ СТАРЫЕ
3.    ГДЕ РОДИЛСЯ ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
4.    ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ
5.    ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЕ ГНЕЗДО НЕ МИЛО
6.    СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА
7.    КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД- ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ
8.    ДОБРОЕ БРАТСТВО МИЛЕЕ БОГАТСТВА
9.    САМОЛЮБ НИКОМУ НЕ ЛЮБ
10.  ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ

Болельщикам тоже раздаются конверты. Правильные ответы они могут подарить какой-нибудь команде.

2 тур
1. Узнай героя по описанию.
1. “...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.
(Ответ. Самсон Вырин, “Станционный смотритель”.)

2. Впереди перед другими понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. Понесся, как молодой борзый пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае.
(Ответ. Андрий, «Тарас Бульба»)

3.Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку.
(Ответ. Дубровский и Троекуров . «Дубровски.»)
4.Поедем, мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. — А ОН — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, — да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили, деньги, часы вынули, платье всё изорвали.
5. Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле. «Уроки французского» Распутин)

6.Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились……(Тонкий, «Толстый и тонкий» Чехов

2. А теперь вы будете должны узнать героев без нашей помощи. Команды подготовили небольшие инсценированные эпизоды из художественных произведений. Вы должны назвать произведение и автора. А жюри оценит артистизм наших участников.

3. Галерея
На экране портреты знакомых писателей. Ваша задача узнать писателя и назвать произведения, которые он написал.
3 тур
Поймал как-то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла:
- Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса.
Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся.
Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в нору.
- Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
- Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм “хитер как лиса”. Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках…А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Я раздам вам листочки с фразеологизмами,
1. Вам нужно пантомимой показать их.
1.    -- Как кошка с собакой.
2.    -- Набрать в рот воды.
3.    -- Водить за нос.
4.    -- Брать себя в руки
5.    --Пальцы в рот не клади
6.    --Язык чешется

2.Кто больше? А сейчас мы проверим , какая команда знает больше стихотворений. В течение 5 мин вы вспоминаете все стих-я, из которых вы можете прочитать нам по 4 строчки. Чтобы не было путаницы, предлагаю вам записать на листочках первые строчки и распределить, кто какое стих-е будет читать. Та команда , которая остановится первой , проигрывает.
2.Угадайте крылатые слова из произведений Крылова. Я говорю начало, а вы заканчиваете.
1.    А вы, друзья, как не садитесь…(все в музыканты не годитесь).
2.    Ты все пела? Это дело… (так поди же попляши).
3.    Кукушка хвалит петуха…(за то, что хвалит он кукушку).
4.    Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз…(и ныне там).
5.    А ларчик…(просто открывался).
6.    Ворона каркнула…( во все воронье горло)
7.    Да только воз…(и ныне там)
8.    По мне уж лучше пей, да …(дело разумей)
3. Библиотека .Перед вами книжная полка. Вы должны достать книгу и назвать ее автора ( на полке книги, на обложках которых только название: 1.Алые паруса (Грин), 2.В дурном обществе (Владимир Короленко) 3.Алиса в стране чудес (Кэррол Л), 4.Чучело(Владимир Железников) 5.Гарри Потер (Джоан Роулинг) 6.Не позволяй душе лениться (Заболоцкий) 7. Борис Годунов (Пушкин)8. Кавказский пленник (Л.Толстой, Пушкин, Лермонтов)), 9. Детство (Горький, Л.Толстой). 10. Записки охотника (Тургенев)11.Чудесный доктор (Александр Куприн) 12.Гиперболоид инженера Гарина (А.Толстой), 13.Приключения Тома Сойера (М.Твен)14. Муха (Дмитриев)15. Пересолил (Чехов). 16.Маттео Фальконе(Мериме)

4 тур
1.    Черный ящик
Черный ящик
У меня корзина есть,
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда,
Угадай поскорей, что в ней и откуда?

1.    За ними ходил Геракл в сады Гесперид Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?(яблоко)
2.    Он бывает насущный, а бывает чужой, иногда перебиваются с него на квас;, а дружит он с солью .Что это?(хлеб)
3.    Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4.    Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного ,очень худого господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот кто очень волнуется, будет на них сидеть. что это за предмет? (иголка)
5.    ее нужно съесть 16 кг, чтобы узнать человека получше. Давным –давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в явства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет- то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6.    Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. ее можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать. Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. а у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы, а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же, во Франции, самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.
2.Конкурс БУРИМЕ. Б – это стихотворение на заранее заданные , необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции. Поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что потерял руковпись с 300 сонетами. такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы. Тогда его друзья решили ему помочь написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуем и мы поиграть в буриме.
Команда 1. Пели - смотрели, кружок - пирожок, капустный - вкусный, другой - курагой
Команда 2. Ушли - легли, без огня - у меня, с травой – живой, в прятки - лошадки.
2.Вам всем на дом было дано задание придумать сказку, начинающуюся такими словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед со старухой и была у них внучка-ученица…”

Подводятся итоги. Объявляется команда победитель. Заключительное слово.


Комментариев нет:

Отправить комментарий