пятница, 30 марта 2018 г.

 Андрей Болконский и Пьер Безухов в поисках смысла жизни

Учитель Крукович Елена Семеновна


Цель урока:
§  обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев;
§  развивать умения учащихся по работе с текстом художественного                  происхождения, развивать монологическую речь, умение вести дискуссию, сопоставлять образы, делать выводы;
§  воспитывать интерес к литературе.
Эпиграф
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.
Л.Н. Толстой
Ход урока
I.Организационный момент. Слово учителя.
Идея самосовершенствования, стремления к идеалу волновала Л.Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Отражение этой идеи в романе мы видим на примере двух героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова, судьба которых различна, но каждый из них привлекателен по-своему.
Мне хотелось бы сегодня с вами проследить этапы становления личности князя Андрея и Пьера, их духовные искания, победы и разочарования.
II. Проверка д/з. Актуализация знаний.
а) Составьте ассоциативные ряды к словам Андрей Болконский и Пьер Безухов;
б) Беседа с учащимися по вопросам д/з(таблица).

Где получил образование
Андрей
Пьер
В деревне
За границей
С чего начинается Родина
Крепостная няня
Учитель-швейцар
Чей сын
Законный сын знаменитого отца
Внебрачный сын

Вывод: они получили разное образование, по-разному воспитывались. Но что же их объединяет?
III. Работа с текстом:
1.Просмотр фрагмента фильма (салон А. Шерер).
Класс делится на две группы (критики и обожатели).
Форма работы: перекрестная дискуссия. 
– Какими мы увидели этих героев в салоне А. Шерер?
Андрей
Обожатели
Критики
·                   Высокообразованный
·                   Интеллигентный …
Морщится, скучает, красивое лицо портит гримаса …
           Пььер
·                  Ему интересны люди, он не скучает
·              Легко поддается влиянию…
·              Неуклюжий…

2. Просмотр фрагмента. Диалог Андрея и Пьера.
- Почему идёт на войну Андрей Болконский? Взгляды на войну Пьера.

Андрей
Обожатели
Критики
·                Мечтательность свойственна молодым
·        Карьерист
·        Тщеславный
Пьер
Обожатели
Критики
·                     Воевать нужно за свободу
·        Обожает Наполеона
Вывод: разные взгляды, жизненные позиции, но из всего общества Андрею Болконскому близок только Пьер.
IV. Работа с классом по вопросам.
Таблица «Пути исканий смысла жизни» на экране.
Андрей Болконский
Пьер Безухов
o   Семейная жизнь с Лизой
o   Уход на войну, мечта о славе
o   Ранение под Аустерлицем
o   Рождение сына и смерть жены
o   Уединенная жизнь в деревне
o   Спор с Пьером на пароме
o   Служба у Сперанского
o   Любовь к Наташе и разочарование.
o   Бородино, встреча с Пьером
o   Ранение, встреча с Анатолем
o   Встреча с Наташей
o   Смерть

o     Кутежи в обществе Курагина
o     Смерть отца
o     Женитьба на Элен
o     Приход в масонство
o     Попытка улучшить положение крестьян
o     Война 1812 года

А) − С какими мыслями пришел князь Андрей после Аустерлица?
− Смерть жены – один из поворотных моментов в жизни князя Андрея? Что он понял и как после этого изменился?
− Разговор на пароме. Какое значение имела для князя Андрея встреча с Пьером?
− Кто еще повлиял на изменение взглядов Андрея Болконского?
− Служба у Сперанского. Почему князь разочаровался в государственной службе?
− Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?
− Как повлияла на него встреча с Наташей?
− Что сказал князь Андрей Пьеру о своём новом отношении к жизни после встречи с Наташей?
− Почему князь не может простить измену Наташе?
− Каким мы видим князя Андрея на Бородинском поле?
− С какими мыслями о смысле жизни умирает Андрей Болконский?
Вывод: братстве, всеобщей любви, вере в Бога, о нравственном совершенствовании человека.
Б) - Какой образ жизни ведёт Пьер Безухов?
     - Как изменилось отношение к Пьеру после смерти отца?
     - Почему женится на Элен?
     - Что привлекло Пьера в масонстве?
     - Расскажи о приключениях Пьера в занятой французами Москве?
     - Каким мы видим Пьера во время Бородинского сражения?
     - Встреча в плену с Платоном Каратаевым. Что узнал и понял Пьер в плену?
Вывод: научился ценить жизнь человека, понял, что человек рождён для счастья.
V.Обощение материала.
По вариантам
1)    Составьте синквейн к слову «ПУТЬ» (Андрея Болконского и Пьера Безухова).
2) Прочитайте эпиграф и сопоставьте его с темой нашего урока.
Вывод: мы увидим, что наши герои прошли сложный путь. Их разочарования вызваны не лёгкостью их симпатий, не поверхностью их натур, а именно глубиной их стремлений. А пока они ошибаются, снова начинают и снова бросают и вечно борются.
VІ.Рефлексия. Какой момент урока вам запомнился больше всего?
Что было новым, непонятным?
VІІ. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Жизненный путь Андрея Болконского – это …» или «Жизненный путь Пьера Безухова – это…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий